Набирающего популярность проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, Иисуса спросили, нужно ли платить налоги цезарю?
Очень болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи!
Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством.
Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в организации восстании.
Иисус попросил показать «монету, которою платится подать». Ему принесли денарий и на уточняющий вопрос «чьё это изображение и надпись?» ответили: «кесаревы».
В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно считается, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия.
Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» принято считать монету с изображением Тиберия и надписью «Ti(berivs) Caesar Divi Avg(vsti) F(ilivs) Avgvstvs» в переводе полная легенда читалась бы так: «Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа». На реверсе сидящая женская фигура, возможно, Ливия (Мать Тиберия и жена Августа) в образе богини мира Пакс.
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
итак ,скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли».
(Мф.22.17)
Эпизод с «денарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.