После революции 1917 года новые образцы бумажных денежных знаков выпускались ежегодно, тиражи купюр были огромны. В этих условиях художественной стороне банкнот уделялось гораздо меньше внимания, чем до революции.
Лишь в 1921 – 1922 годах началось возрождение Художественно-графической части Гознака (она находилась на 2-й Московской фабрике), где приступили к работе художники – И. И. Дубасов, Н. Н. Качура, Я. Б. Дрейер, А. Г. Якимченко, Д. С. Галядкин и другие.
Работа эта первое время шла непросто – методом проб и ошибок художники старались определить вектор развития дизайна бумажных денег и других «государственных бумаг» Советской России, учитывая при этом не только требования эпохи, но и необходимость защиты бумаг от подделки, а также технические возможности.
Это удалось не сразу. Поэтому в 1923 году для работы над эскизами новых денежных знаков был приглашен художник-график М. И. Антонов, который в тот момент не являлся сотрудником Гознака. Управление Гознака пошло на этот шаг, обеспокоившись «исчерпанием» имеющихся «запасных композиций дензнаков».
Михаил Игнатьевич Антонов (1871 – 1939) еще до революции служил в Экспедиции заготовления государственных бумаг в качестве ближайшего помощника Р. Г. Заррина, а с 1918 года руководил классом гравюры Высшего художественного училища в Академии художеств в Петрограде, затем преподавал во ВХУТЕИНе.
Более всего он известен как автор советской почтовой марки «Освобожденный пролетарий», выпущенной в 1921 году. После получения задания на проектирование банкнот Антонов выполнил несколько вариантов их эскизов. В сохранившемся Отчете Технического отдела Гознака они охарактеризованы как «в высокой степени интересные композиции, как по замыслу, так и по художественному выполнению (по технике для дензнаков)».
Эскизы работы Антонова построены на симметрии относительно центральных изображений, заключенных в рамку из лавровых (вариант – дубовых) листьев. Судя по сохранившимся материалам, художник выполнил не менее шести центральных изображений (некоторые из них в нескольких вариантах): рабочего и крестьянина лежа, рабочего и крестьянина с мечом в руках, рабочего и крестьянина с косой, раскрытую книгу, трактор в поле, сельскохозяйственные орудия.
Интересно, что у рабочего и у крестьянина на эскизах Антонова совершенно одинаковые лица. Возможно, художник хотел таким странным способом показать их равную роль в строительстве нового государства. На одном из вариантов рабочий и крестьянин держат в руках меч. При этом художник, повинуясь симметрии, неудачно расположил подписи народного комиссара финансов и кассира: первая из них находится прямо над крестьянином, вторая – над рабочим. Нелепости этого, очевидно, до поры никто не чувствовал.
Эскизы работы Антонова пригодились уже в том же 1923 году, когда началась разработка казначейских билетов СССР, номинированных в золотых рублях. Центральные элементы эскизов легли в основу выпущенных в обращение 3- и 5-рублевых казначейских билетов образца 1924 года. На выпущенных банкнотах симметрия эскизов была нарушена, благодаря чему внешне они проиграли по сравнению с первоначальными вариантами.
На трехрублевке, выпущенной в обращение, – рабочий и крестьянин. Они показаны полулежа, головами друг к другу, поэтому получили в народе прозвище «ленивцы». На 5 рублях изображен трактор в поле. Несмотря на то, что выпускались эти билеты очень недолго (уже в 1925 году их заменили билеты новых образцов), они хорошо запомнились – в первую очередь, благодаря изображенным на них «ленивцам» и трактору.
Другие банкноты по эскизам М. И. Антонова, кроме упомянутых выше, в обращение не выпускались. К 1924 году художники Гознака накопили значительный опыт в проектировании банкнот, и выполнили большое количество новых эскизов, отвечавших всем требованиям.
Андрей Богданов,